Воскресенье, 25.02.2018, 16:54

Ресурсный центр по информатизации образования Калининского района Санкт-Петербурга

| RSS
Главная Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
История [3]
Обществознание [1]
Химия [3]
География [1]
Математика [6]
Литература [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Oбразовательные ресурсы по предметам » История

Использование информационных технологий в преподавании истории
Сенькова Л.П.
Учитель истории и обществознания Гимназии №470 Калининского района Санкт-Петербурга
 
Использование информационных технологий в преподавании истории.
 
Современное образование развивается в принципиально новых условиях. Темпы тех перемен, которые происходят сейчас в технологиях, прежде всего в информационных несопоставимы с происходившими ранее, да и само общество стремительно изменяется под влиянием технологических изменений. Понятно, что и школьное образование нуждается в переменах, многие из которых уже начались. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации, в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года информатизация образования освоение информационных технологий рассматриваются как необходимое условие для перехода к новому уровню образования, повышению его качества, как условие подготовки нового человека – человека XXI века. Осмысливая эти слова, хотелось бы отметить, что современная школа готовит человека к профессиональной деятельности в условиях информационного общества, в котором требования к работнику несколько отличаются от традиционных. Безусловно, информационное общество по-прежнему будет заинтересовано в профессионалах, исполнительных и добросовестных работниках, но оно же потребует от человека прежде всего оперативности в использовании нового знания, технологий, готовности к постоянному повышению образовательного уровня, гибкости и расположенности к возможной смене поля профессиональной деятельности. В ближайшие десятилетия появятся десятки профессий, о которых мы пока еще не знаем, и овладевать ими будут те ученики, которые сегодня сидят за партами. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения что образ школы, основными атрибутами которой являются мел и доска, а основным видом деятельности учеников – запись произнесенного учителем на уроке безвозвратно уходит в прошлое. На современном этапе повышение интереса к предмету, развитие познавательных способностей учеников, повышение общей культуры. расширение информационного поля невозможно без информационных технологий. Я остановлюсь в этой статье на конкретных примерах их использования на уроках истории в гимназии № 470 Калининского района Санкт-Петербурга. Учитель, готовящийся к уроку истории или обществознания в современной школе, постоянно задает себе вопросы о том, как целесообразнее включить средства мультимедиа в образовательный процесс. Как правильно организовать урок с использованием средств мультимедиа? Как выбрать нужную компьютерную программу? Как самостоятельно компоновать материал для конкретного урока? Как научиться максимально использовать возможности компьютера на разных этапах урока? Как учесть индивидуальные особенности учащихся? В настоящее время кабинеты истории в гимназии оснащены персональными компьютерами и мультимедиа проекторами. За полтора года их использования появился некоторый опыт, которым и хотелось бы поделиться. Во-первых, остановлюсь на возможных формах организации различных этапов урока с использованием средств мультимедиа. На этапе проверки домашнего задания успешно могут быть использованы компьютерные тесты и задания. При проведении урока в классе учитель загружает программу компьютерного теста с диска. Такие тесты можно подготовить самостоятельно, а также применять готовые тесты с мультимедийных дисков. Интересные подборки таких тестов предлагаются на дисках по истории России из серии «Домашний репетитор», «Подготовка к ЕГЭ», на дисках история России 20 век (авторы Данилов А.А.Косулина Л.Г, очень интересные варианты тестовых заданий имеются на дисках «Обществознание» (8-9, 10-11 классы). При таком варианте работы учитель организует опрос преимущественно в устной форме, предлагает желающим учащимся выполнить устно тестовое задание, текст которого выводится а экран. Остальные ученики имеют возможность принять участие в исправлении ответа, если он оказался неверен. Естественно, учитель не ограничивается «озвучиванием» выбора, а задает ученику уточняющие вопросы, позволяющие выявить обоснование выбранного ответа. Такой опрос облегчает усвоение материала учащимися, они лучше воспринимают информацию, если текст задания визуализирован. Устное тестирование можно использовать и на этапе закрепления материала. Такая форма работы вызывает живой интерес у учеников, в 5-8-х классах особой популярностью пользуются задания на установление соответствия и группировку, при выполнении которых нужно «захватить» нужное понятие и переместить его на другое поле. При условии наличия мобильного компьютерного класса можно организовать тестирование каждого учащегося или равноценных пар учащихся. Такая форма работы дисциплинирует учеников, так как регламентируется время на выполнение каждого тестового задания. При сообщении нового материала на уроках апробированы следующие формы: Компьютерный диафильм с использованием элементов анимации Лекция с медиасопровождением Классические компьютерные презентации Создание компьютерного диафильма очень интересное занятие для самого учителя. Диафильм создается в редакторе Power Point. В компьютерный диафильм могут быть включены иллюстрации, сопровождаемые пояснительным текстом, материалы из хрестоматий, карты, в том числе анимированные, диаграммы, схемы, текст заданий, которые ученики выполняют в ходе урока, могут быть использованы музыкальное сопровождение и видеофрагменты. Такой диафильм «сопровождает» ученика и учителя на протяжении всего урока или даже серии уроков. Полезность этой формы несомненна по ряду причин. Учитель создает такой диафильм в расчете на «своих» учеников, что позволяет учесть их индивидуальные особенности, содержание диафильма легко подвергается корректировке с учетом уже проведенных уроков, которые подтверждают или опровергают целесообразность использования тех или иных элементов диафильма. Используя диафильм, коллеги могут заменить заболевшего учителя предметника. Наконец, пропустившие уроки учащиеся могут использовать его для ликвидации пробелов. Такая практика используется в гимназии. Любой ученик может перенести на собственный электронный носитель файл с диафильмом с компьютера в кабинете. Подготовка диафильма занимает как правило несколько часов. Учитель может при подготовке использовать богатый и качественный иллюстративный материал, используя интернет-ресурсы, создавать анимированные схемы и карты, учитывая задачи именно данного урока, привлекать статистические материалы в виде диаграмм, создавать собственный текст, схемы, словом, возможностей множество. Столь «затратная» подготовка к уроку окупается неизменным интересом учеников к данной форме, возможностью расширить их кругозор, включая в диафильм произведения искусства, при помощи диафильма учитель визуализирует часть текста, произносимого на уроке, что облегчает восприятие нового материала в особенности в 5-8 классах. Удивительно, но ученики не устают от подобной формы работы, даже если она применяется на серии уроков. Важно только учесть при создании и организации работы с таким диафильмом, что учитель не просто озвучивает им же написанный текст, а организует работу с каждым слайдом в зависимости от его содержания. Обращается по ходу урока и к учебнику, и к самим учащимся. Примерно треть уроков в настоящее время проводится именно в такой форме. Лекции с медиасопровождением также нашли применение в работе. Такой вариант проведения уроков целесообразен для учащихся более старшего возраста. Текст лекции как и медиасопровождение в форме слайдшоу при данной форме работы готовит либо сам учитель, либо используются готовые лекции, предлагаемые на уже упоминавшихся дисках по истории России (авторы Данилов А.А.Косулина Л.Г), дисках по всеобщей истории 5-8 класс (серия 1-с образование). При проведении уроков в данной форме необходимо предусмотреть разумное соотношение иллюстративного и текстового материала, обязательную постановку вопросов к прослушиваемому материалу, в особенности если используются лекции или фрагменты лекций с дисков, так как учащиеся не могут зачастую расставить акценты в воспринимаемом материале. Продолжительность лекционных фрагментов в младших классах не должна превышать 5-10 минут, но использовать данную форму целесообразно, так как происходит тренировка восприятия учебной информации, сообщаемой не учителем, ученик, таким образом, подготавливается к формам дистанционного обучения. Классические компьютерные презентации нашли применение преимущественно на уроках обществознания в 8-11 классах. Такая презентация служит наглядным видеорядом позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем. Компоновка материала презентации может служить своеобразной формой опорного конспекта. Ученики при подготовке домашнего задания и подготовке к итоговой аттестации в 9,11 классах охотно используют презентации, так как они понятны и логичны. Вполне оправдывает себя практика использования презентаций с интернет- сайта http://lesson-history.narod.ru/. Приступая к изучению определенных тем по истории и обществознанию, учителю необходимо спланировать целесообразное применение средств мультимедиа на уроках. Рассмотрим применение мультимедийных технологий на примере изучения темы «Россия в 1762-1800 годах в седьмых классах. На изучение темы отводится 10 часов. Внутренняя политика Екатерины II (2 часа) Экономическое развитие России во второй половине 18 века (1 час) Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева (1 час) Внешняя политика России во второй половине 18 века (2 часа) Внутренняя и внешняя политика России в конце 18 века. Павел 1. (2 часа) Культура России во второй половине 18 века (2 часа) Для изучения данной темы были подготовлены компьютерные диафильмы для уроков «Внутренняя политика Екатерины II», «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева», «Внешняя политика России во второй половине 18 века». Выбор компьютерного диафильма как формы изучения нового материала в данных темах целесообразен, так как изучается обширный фактический материал с большим количеством новых для учащихся понятий, имен исторических деятелей, требующий постоянной опоры на исторические карты и без подкрепления его опорным текстом, анимированными историческими картами, портретами исторических деятелей, возможности усвоения материала учениками снижаются. Данные диафильмы именно сопровождают ученика, по ходу уроков организуется запись важнейших положений в тетради (тема «Внутренняя политика Екатерины II», составление хронологической таблицы по теме «Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачева», работа с представленным в диафильме документом, Манифестом Е.И.Пугачева. В диафильм по теме «Внешняя политика России» включены анимированные карты, анимированная схема «Взятие Измаила», фрагменты из художественного фильма «Адмирал Ушаков». На уроке ученики заполняют сложную таблицу «Русско-турецкие войны». Все новые для учащихся понятия, фамилии выделены в данных диафильмах, что облегчает их запоминание учениками. При изучении темы «Экономическое развитие России во второй половине 18 века» успешно была применена такая форма как лекция с медиасопровождением. В качестве медиасопровождения использовались картины русских художников, изображающие работу и быт крестьян и рабочих в 18 веке, диаграммы отражающие тенденции экономического развития в данный период, текстовые таблицы, характеризующие развитие внутренней и внешней торговли. На уроках «Внутренняя и внешняя политика России в конце 18 века. Павел 1.» (2 часа) апробировано использование видеофрагментов из программ, посвященных Павлу 1, а также осуществляется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника с целью найти информацию, дополняющую сведения, полученные из просмотренных фрагментов и сформировать взвешенное мнение о политике и личности этого императора.
Уроки по истории культуры второй половины 18 века дают возможность учащимся представить собственные компьютерные диафильмы, подготовленные по различным темам. Так, учениками в 2006/2007 и 2007/2008 учебном году были подготовлены компьютерные диафильмы по темам : Выдающиеся русские изобретатели Выдающиеся открытия М.В.Ломоносова Создание театра в России в 18 веке Высшие учебные заведения в России Выдающиеся русские архитекторы Выдающиеся русские художники История Ледяного дома. Смольный институт благородных девиц При подготовке таких диафильмов осуществляется постоянный контакт учеников с учителем, который консультирует учеников по вопросам отбора и компоновки материала, помогает в поиске иллюстративного материала. Таким образом, не только учитель, но и учащиеся начинают использовать информационные технологии в своей деятельности. В заключении хотелось бы предостеречь и себя и коллег от одной распространенной ошибки – никогда нельзя применять новые приемы ради них самих. Появился новый диск – буду использовать его на каждом уроке. Далеко не всегда создатели мультимедийных пособий для школы ориентированы на уровень подготовленности учащихся, далеко не всегда учащиеся данного класса вполне готовы к восприятию предлагаемого авторами дисков материала, поэтому задача учителя как раз и состоит в том, чтобы разумно использовать и то, что предлагается в готовом виде и не бояться творить и создавать что-то новое для своих учеников.
Категория: История | Добавил: Administrator (16.11.2009)
Просмотров: 4234 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018 Сделать бесплатный сайт с uCoz