Воскресенье, 25.02.2018, 16:54

Ресурсный центр по информатизации образования Калининского района Санкт-Петербурга

| RSS
Главная Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
История [3]
Обществознание [1]
Химия [3]
География [1]
Математика [6]
Литература [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Oбразовательные ресурсы по предметам » Химия

Анализ ППЭС и возможности их использования на уроках химии с целью стимулирования познавательной деятельности учащихся

Человек воспринимает и обрабатывает зрительную, слуховую, тактильную, знаковую и смысловую  информацию из окружающего мира в разной степени. Психологи утверждают, что привлечение всех органов чувств ведет к исключительному росту степени усвоения материала по сравнению с традиционными методами. Информационные технологии должны представлять человеку информацию в наиболее естественном и удобном для него виде с помощью видео-, графических, текстовых и музыкально-речевых вставок. К позитивным факторам применения программно – прикладных электронных средств (ППЭС), относятся: лучшее и более глубокое понимание изучаемого материала, значительное сокращение времени обучения, лучшее запоминание материала, повышение интереса к предмету; мотивация обучаемого к контакту с новой областью знаний и т.д. Химия -  отличается многогранностью теоретических, практических и экспериментальных подходов, следовательно, можно использовать все виды ППЭС, так как они вписываются в общую стратегию применения программно- педагогических средств.

            Я работаю по базовой программе, т.е. 2 часа в неделю (8-9 класс - УМК Кузнецовой Н.Е., Титовой И.М., 10-11 – УМК Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г.). В кабинете химии есть мультимедийный проектор, но класс не компьютеризирован, нет возможности использования сетевых версий, поэтому я буду рассматривать ППЭС с точки зрения их использования на моих уроках, факультативах и для самостоятельной работы учащихся дома.

Виды ППЭС:

1. Электронные учебники - это обучающие программные системы комплексного назначения. Они должны обеспечить непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический материал, тренировочная учебная деятельность и контроль уровня знаний, информационно-поисковая деятельность, имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Все мультимедийные учебники по химии соответствуют данному назначению и позволяют изучать новый материал, как на уроке, так и дома. Используется объяснительно-иллюстративный метод, который состоит в том, что бы учитель при помощи ППЭС давал знания, а ученик их воспринимал, осознавал, запоминал. Ему соответствует репродуктивный метод, который состоит в том, что учитель  организовывал формирование умений на основе знания, а ученик их воспроизводил, повторял, отрабатывал умения. Работая с ППЭС на уроке нельзя не использовать традиционный опыт: 1) закрепление полученных знаний не только при помощи тестов и тренажеров, но и полными ответами учащихся, для развития химического лексикона и понимания химической терминологии;

2) отработка навыков и умений в составлении уравнений химических реакций, ионных уравнений, электронного баланса, решении задач;

3) умения анализировать полученную информацию и применять её к другим темам или сходным веществам, т.е. «от частного» к «общему», т.к. обобщение дает глубину познания;

4) проблемный подход;

5) исследовательские методы (лабораторные, практические и т.д.);

6) наглядные методы в виде схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов;       и т.д.

Проанализировав ряд электронных учебников, и определив для себя их положительные стороны и недостатки (см приложение №1), я пришла к выводу, что некоторые из проблем можно решить не только традиционными методами, но сочетанием мультимедиа с другими ППЭС.: 1. При недостаточном количестве демонстрационных опытов или их плохом качестве, кроме наглядного проведения опытов, можно брать опыты с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» или с других ППЭС.

2. Сочетание, мультимедийных учебников с лабораторными работами не только теми, которые практически осуществляют сами учащиеся, но и разработанными ОМС или программой «Алхимик» - виртуальная лаборатория, вызывают интерес учащихся.

3. При объяснении тем, связанных со строением вещества, если учебник содержит мало

интерактивной части, можно использовать программу «Алхимик», в которой можно создать шаростержневую, пространственно-электронную и другие модели молекулы, а также рассмотреть их в пространстве.

2. Контролирующие программы(тренажеры, тесты и т.д.) благодаря своей интерактивности, мощными возможностями ветвления процесса познания, позволяют учащимся прямо включиться в интересующую его тему. В некомпьютезированном кабинете, такие программы как: «Репетитор по химии» (ООО "Кирилл и Мефодий"), «Медиатека по химии» (ООО "Кирилл и Мефодий"), «Готовимся к ЕГЭ» (сайт «Фипи»), ОМС, «Проверь себя» (полный иллюстрированный курс) можно использовать при индивидуальном опросе учащихся. Прохождение тестов или тренажеров, где сразу виден результат ответов и возможно выставление оценки (обычно после пяти вопросов), позволяет опросить несколько учащихся, а остальные занимаются самопроверкой. На уроках повторения и обобщения в качестве разминки данные ППЭС можно использовать, но основное их применение может быть для самостоятельной работы дома. Считаю нецелесообразным проводить самостоятельные работы посредством данных программ, лучше для учащихся использовать раздаточный материл.

3. Программы моделирования - это представление различных характеристик поведения физической или абстрактной системы с помощью другой системы. В химии актуально имитационное моделирование- исследование поведения сложной системы на её модели.

Для «молекулярного» моделирования можно применять программы Нyper Chem, Chem3D-  их можно использовать при создании презентаций, но с учащимися можно рассмотреть данные программы только во внеурочное время. Для лабораторного моделирования можно использовать урок (программа «Алхимик» или «Виртуальная химическая лаборатория»). Конечно недостатком такой работы в виртуальном режиме является то, что учащиеся не получают навыков работы с лабораторным оборудованием, отсутствует ещё один канал передачи химической информации - это запах, по которому можно определять некоторые вещества. Но имитационное моделирование незаменимо при изучении процессов связанных с опасностью эксперимента, в условиях дефицита определённых реактивов и оборудования, при рассмотрении процессов протекающих медленно.

4. Компьютерные задачники («Решение задач», TeachPro) –в большей степени подходят для самостоятельного изучения предмета, а не для урока.

5. Практические программы. «Химия для всех XXI. Химические опыты со взрывом и без» (1С: Образовательная коллекция) - можно использовать во внеклассной работе. Данную программу можно использовать «фрагментарно» на уроке, если есть дополнительное время или надо «оживить» урок.

5. Презентации авторские (Приложение №2). Какими бы не были интересными и разнообразными программы по химии, не всегда логика изложения материала, научность, химизм процессов соответствует уровню требования учителя, также не все уроки школьной программы имеются в ППЭС. Для решения этой задачи я использовать авторские презентации, созданные мной и учащимися.

Конечно, существуют и другие виды ППЭС, но при подготовке к занятиям много времени уходит на выбор оптимальных программ  и методов для конкретного урока, соответствующих личности учителя, возрастным особенностям учащихся, поэтому стоит ограничиться выбором 1-3 ППЭС. Внедрять различные виды ППЭС при возможности надо как можно чаше, чтобы не возникала проблема «развлечения», когда учащиеся с непривычки воспринимают как развлекательное «шоу», т.е. акцентируют внимание на картинках, опытах и как результат - пропускают главное, т.е. воспринимают только оболочку, а не содержание. Также надо приучать работать учащихся с различными программами – это на первых этапах занимает много время. На примере конкретного урока я рассматриваю возможность применения ППЭС и сочетание его с традиционными технологиями и другими компьютерными программами (Приложение №4).

Литература

1.  Правительство Российской Федерации. Постановление: "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» от 28 августа 2001 г. N 630 Москва.

2. Левкин А.Н. Компьютеры в изучении химии. СПб: АППО, 2007.

3. Батищев В. И., Мишин В. Ю. Статья. Мультимедийные средства обучения. Самарский государственный технический университет. Сборник материалов: «Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию ИКТ в учебно – воспитательном процессе». Москва, 2007

4. Игнатьев М. Б., Никитин А. В., Решетникова Н. Н. Статья. Технологии виртуальных миров
как основа ИТ-образования. Санкт-Петербургский государственный университет
 аэрокосмического приборостроения.
Сборник материалов: «Проблемы распространения передового педагогического опыта по использованию ТИК в учебно – воспитательном процессе». Москва, 2007

5. Безручко В.Т., Масленников В.В. Комплект учебно – методических материалов и программ для компьютерной поддержки учебного процесса по химии. Материалы XIX Международной конференции «Применение новых технологий в образовании».

26 –27 июня 2008г

Категория: Химия | Добавил: detsad32 (01.11.2011)
Просмотров: 871 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018 Сделать бесплатный сайт с uCoz