Вторник, 26.11.2024, 10:09

Ресурсный центр по информатизации образования Калининского района Санкт-Петербурга

| RSS
Главная Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
История [3]
Обществознание [1]
Химия [3]
География [1]
Математика [6]
Литература [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Oбразовательные ресурсы по предметам » Литература

Компьютерные технологии в преподавании литературы
Казакова Тамара Владимировна,
методист НМЦ Калининского района Санкт-Петербурга,
почетный работник общего образования, победитель ПНПО
 
Выступление на городской конференции во Второй гимназии
 
Авторские находки и личность учителя многое определяют в педагогическом процессе. Современный учитель, несомненно, владеет разными педагогическими приемами и технологиями, постоянно учится и совершенствует свое мастерство, что способствует личностному росту педагога и его творчеству, которое выражается в системе использованных методов, а значит, совершенствуется образовательный процесс. От подготовленности учителя, его компетентности и даже от его личностных качеств зависит многое: мотивация учащихся, результативность, их социализации, творческое развитие, воспитание и обучение. Обучение не поверхностное, а соответствующее как запросам самого ребенка, так и его родителей, и общества в целом. Образовательный процесс должен стать интересным и увлекательным. Роль учителя при этом чрезвычайно велика. Он творит, он совершенствует образовательный процесс, создавая свою собственную копилку авторских приемов и способов обучения, при котором результат будет говорить сам за себя. Однако авторские приемы, мне кажется, не могут возникнуть на пустом месте. Значит, я буду выглядеть самоуверенной, если припишу себе и только себе те интересные методические приемы, которые использую в своей педагогической практике. Все они появились на основе знакомства с опытом многих прекрасных учителей, а также благодаря педагогической науке, которая предлагает нам новые способы и технологии обучения. Педагогическая мастерская, система творческих заданий, программа «Петербургский гимназист», компьютерные технологии – все это я успешно использую в работе с учениками. Что стало первопричиной педагогических открытий? Конечно, желание работать творчески и успешно. А еще вопросы, на которые хотелось получить ответ. Как сделать урок интересным? Как пробудить в современном школьнике желание творить? Может ли учитель раскрыть творческий и интеллектуальный потенциал ученика? Нужно ли это делать, может, достаточно того, что школа дает образование ребенку? Итак, задумаемся над этими вопросами и обратимся к копилке своего опыта, авторских находок. Я уверена, там найдем немало интересных приемов, с помощью которых можно скучный рядовой урок превратить в необыкновенное чудо постижения мира, жизни, человека. Те самые приемы, которыми владеет каждый учитель. Те самые способы, с помощью которых бесцветное существование можно сделать осмысленным, а потому счастливым. Тогда литературные произведения, которые часто воспринимаются нами, читателями, как нечто, не имеющее отношение к жизни, могут стать для нас «открытой книгой», нашим мудрым учителем, активным помощником, союзником в освоении жизненного пространства. Главное – сделать открытие, может, самого себя! Обучение должно стать не только процессом приобретения знаний, но и процессом формирования и воспитания чувств, эмоций в ребенке, тех самых чувств, с помощью которых он будет даже на интуитивном уровне делать правильный выбор, готовый к сочувствию, милосердию, добру. Я хочу напомнить одно знаменитое высказывание: «Мы рискуем потерять в себе лучшее, если потеряем дрожь». Чувства делают человека личностью, индивидуальностью, а воспитывать эти чувства должны и мы, учителя, не только давать знания в привычном для нас понимании, но и формировать умение живо откликаться на происходящее в жизни. С чего начать? С ученика, который сегодня рассматривается как объект, на который направлено внимание преподавателя. Сотрудничая с учеником, мне кажется, нужно определить приоритетные направления работы. Так, передо мной встали совершенно конкретные воспитательные задачи: Ученик является частью социума, в котором происходят самые различные процессы, в том числе и негативные (разные формы девиантного поведения), на которые хотелось бы повлиять, занимаясь на уроках не только обучением, но и воспитанием. Отсюда – постижение мира и своего места в нем. Формирование нравственных качеств ученика, обращение к его внутреннему миру, к его внутреннему «я». Слова С.П.Капицы о том, что «нравственность надо навязывать, иногда даже насильно» определили задачу по нравственному воспитанию учащихся. Развитие творческого потенциала, возможностей ученика, помочь ему проявить свои способности, предоставить возможность творчества на уроке. Эти задачи необходимо было решить. Достигнуть успеха помогли некоторые самостоятельные решения и находки. В Калининском районе много учителей, использующих самые разнообразные средства для достижения результата в процессе обучения. Некоторых из них хочется отметить. Это учителя гимназии № 159 «Бестужевская гимназия» и ГОУ СОШ № 89, в которых проводится серьезная работа по организации самостоятельной работы учеников и исследовательской деятельности через систему УНО и различных факультативов и кружков. Так, например, в ОУ № 89 работа по исследовательской практике начинается уже в средней школе. Продумано все: как выбрать тему, кто будет научным руководителем, как начать работу, как составить план работы и т.п. Интересен курс для старшеклассников по подготовке к экзамену по литературе «Перечитывая заново», что помогает не только повторить программные произведения литературы к экзамену, но и углубленно рассмотреть многие из них. Своеобразным «ноу-хау» этой школы является работа с одаренными детьми, творческие способности которых развиваются через систему кружков и занятий. Талантливо работает учитель по технологии (обслуживающий труд для девочек) Волкова Т.М., которая с помощью своих учеников издает журналы по вязанию и шитью. Хотелось бы выделить работу тех учителей, которые, используя современные компьютерные технологии, занимаются издательской деятельностью (ГОУ СОШ № 121, лицей № 179, гимназия № 148 и другие образовательные учреждения). Казалось бы, журнал или газета – это дело уже освоенное. На самом деле, современные технологии помогают усовершенствовать выпуски ученических работ и сделать их тираж массовым в рамках учреждения и района, а еще и доступным для родителей и общественности. Ученик, его знания, талант оказываются востребованными. Использование ИКТ в образовательном процессе позволили учителю гимназии № 470 Евстифеевой А.М. создать компьютерные варианты игровых программ («Кто хочет стать миллионером»). Компьютерные технологии позволили и мне осуществить несколько интересных идей, которые раньше осуществить было очень трудно. На уроке, посвященном теме любви в лирике М.И.Цветаевой "Мне пара крыл прекрасных дана…", с помощью компьютерных технологий мы в прошлом учебном году с учениками составили художественную картину из образов и символов лирики этого прекрасного русского поэта. Учащиеся (в классе есть ученики, увлечённые поэзией М. Цветаевой) анализировали стихи и отбирали символы, присущие поэзии Цветаевой, а другие учащиеся изобразили это художественно (рисунок представила Волкова Ксения, презентацию – Волкова Маша). Они представили не только свои работы, но и комментарий к ним: символы поэзии М.Цветаевой (солнце, море, радуга, птица, жемчужина, раковина, корабль, лира, руки, рябина, ангел, крылья) складывались в единую картину, которую на уроке с помощью компьютерных программ (Power Point, Fotoshop и др.) мы воссоздали. Воссозданная картина помогла зрительно представить основные образы и символы лирики Цветаевой, а также обратить внимание на одну удивительную особенность ее творчества. Дело в том, что Марина Цветаева всегда «открещивалась» от того, что она создает стихотворения под визуальным воздействием, исходя от зрительных образов окружающего мира. Однако картина, созданная на уроке, помогла заметить, что это не совсем так. Зрительные образы, цвет, звук, размер подтвердили мнение о визуальном, пусть и о неосознанном, воздействии на М.Цветаеву. Большой интерес у учащихся вызвал проект по теме «Петербург Достоевского», для создания которого мы с учениками снова обратились к компьютерным технологиям. Понять своеобразие образа Петербурга, особенности раскрытия данной темы в творчестве писателя помогли слайды с представлением города в литературных произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя и Н.А.Некрасова. Воссозданные места города, ситуации, возникающие на его улицах и проспектах, жители города, а рядом – авторские способы и приемы помогли учащимся понять и сформулировать своеобразие темы в творчестве Ф.М.Достоевского, понять его Петербург и его боль человеческую и писательскую, связанную с проблемами города, который «давит, калечит, развращает, уничтожает, убивает». На современном уроке литературы редко используется такая форма, как семинар. Мне же кажется, что семинарское занятие позволяет глубоко проанализировать произведение, а главное – требует от ученика хорошего знания текста. Кроме того, семинар – это хорошая форма обобщения на уроке литературы. С такой формой проведения урока вы можете познакомиться на сайте gramma.spb.ru, где опубликован материал по проведению данного урока. Как современного ученика, оказавшегося в огромном информационном пространстве, обратить к тексту художественного произведения? Я нашла еще один способ, как мне кажется, который позволил это сделать. В течение учебного года я готовлю литературные игры «Автограф», используя самые различные приемы: вопросы и задания, инсценировки и монологи, литературный музей и гостиная… Сделать их разнообразными и увлекательными мне помогают ИКТ-технологии. А еще есть очень хорошая игра, которую я провожу один раз в год (хотелось бы чаще) – это конкурс спонтанной речи. Зная о конкурсе, но не ведая, какие темы будут предложены (иногда темы заранее предлагают сами учащиеся), старшеклассники демонстрируют свое речевое искусство. Дается определенное время для выступления и ответов на вопросы по данной теме, которую ученик выбирает непосредственно на конкурсе. Обязательно присутствие компетентного жюри (психолог, учитель, библиотекарь и другие представители школы) и, конечно, подведение итогов. Подготовка к уроку помогает придумать оригинальные способы постижения литературного материала. Изучая творчество И.С.Тургенева, я обратилась к изучению его романа «Накануне». Как за один урок сделать так, чтобы вызвать интерес к произведению, пробудить желание прочитать его? Тогда и пришло решение: урок надо посвятить проблеме героя этого произведения. Кто – Инсаров или Стахова – является главным героем и почему? Для большинства учащихся героем был Инсаров. Так считает и Н.А.Добролюбов. Однако именно Елена Стахова «более героиня», чем может показаться на первый взгляд. Для того, чтобы доказать это, был отобран следующий материал: дружба Елены с нищенской девочкой Катей, сон Елены Стаховой и ее прощальное письмо. Всего три эпизода из романа, но это прекрасные средства характеристики героини, именно они открывают суть ее необычного характера: она «приведена на край бездны и должна упасть», она продолжит дело своего мужа, оставшись в Болгарии. «Диктат сознания» (как говорят психологи) у Елены определяет ее поведение. Она чрезвычайно рано делает выбор: дружба с Катей это доказывает. Вот почему ей удивительно слышать от отца, что она «замарашка». Сделав выбор, Стахова идет до конца. Именно она героиня романа И.С.Тургенева. Самым же интересным творческим проектом за последние годы стали выпуски классного журнала. Родилась идея в 10 классе, когда готовили журнальный выпуск ученических произведений по русскому языку и литературе. Сначала в течение года в 9 классе выпускали 1 раз в четверть большую газету, где все соответствовало требованиям такого жанра: слово редактора-учителя, статьи, сочинения, рисунки, фотографии, распределенные в различные рубрики… Потом выпустили праздничный номер, посвященный Дню Учителя. А затем решили придумать такой журнал, какого еще ни у кого не было. Такой журнал, в котором творческий дух класса был бы заметен. Такой журнал, который бы устранил все рамки творческой несвободы, когда каждый, даже сомневающийся в своих способностях ученик, мог бы проявить себя и свои способности. И это случилось. Готовили вечер, посвященный писателям-сатириконцам. Собрали большой материал. писателей-сатириконцев, песни, танцы, шутки, забавы… Так родилась идея: выпустить устный журнал «Сатирикон», а потом издать и собственный журнал «Новейший Сатирикон», в котором опубликовать свои произведения, как стилизованные, так и созданные самостоятельно работы в сатирическом и юмористическом жанре. Началась кропотливая работа. Получилось. Заинтересовались все. Выпуск получился в буквальном смысле ошеломляющий (см. Приложение 1 – фрагменты выпусков журнала (с некоторыми деталями и элементами оформления страницы). Журнал явно пользовался популярностью, стали появляться самые разнообразные статьи и заметки, фотографии и рисунки. Это были и серьезные исследования, и записанные сказки и рассказы, и юмористические наблюдения, и сатирические рисунки, и злободневные зарисовки, и даже экологическая страница. Обратимся к фрагментам ученических работ «Новейшего Сатирикона» - 2006. Издательская деятельность помогла освоить трудный литературный процесс, научиться создавать талантливые и оригинальные творческие работы, способствовала развитию наблюдательности и стала потребностью: хотелось творить, писать, рисовать … Внимательное и чуткое отношение к слову, постижение литературного труда и мастерства разных писателей и поэтов, развитие собственного вкуса – все это помогло раскрыть творческий потенциал, пробудить воображение и безудержную фантазию учеников. Творческое поле, в котором они оказались, некоторые учительские приемы и находки открыли удивительный мир литературы и желание создавать свои произведения.
Категория: Литература | Добавил: Administrator (16.11.2009)
Просмотров: 2932 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 3
3 BrandonFup  
0
mountain rose herbal <a href=""> https://forums.dieviete.lv/profils/127605/forum/ </a> allergy headache remedy

2 Icerowennawek  
0
Несколько месяцев назад мне нужна была юридическая услуга и я с трудом нашёл Московский юридический центр! Через какое-то время с трудом обнаружил на http://www.consalt-centr.ru/otd_usl_po_reg_firm.html - Отдельные услуги по регистрации фирм
. просмотрел их сайт и рискнул заказать услугу. После чего юридическая информация дала о себе знать и я решил свои проблемы. Теперь всем рекомендую юридический центр Консалт в Москве.

1 paytightihos  
0
hi

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz