Воскресенье, 25.02.2018, 16:53

Ресурсный центр по информатизации образования Калининского района Санкт-Петербурга

| RSS
Главная Каталог статей
Меню сайта

Категории раздела
История [3]
Обществознание [1]
Химия [3]
География [1]
Математика [6]
Литература [3]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Oбразовательные ресурсы по предметам » Математика

О.А. Рачицкая "Использование информационных технологий на уроках алгебры и геометрии в 9 классе"
Рачицкая О.А.
 
Использование информационных технологий на уроках математики.
 
В последние годы в связи с возросшими требованиями к математической подготовке учащихся общеобразовательных учреждений изменяются методы преподавания данного предмета в школе. Для повышения эффективности уроков и получения более высоких результатов обучения применяются различные современные технологии. В своей работе я использую интерактивную доску. Интерактивная доска в школе – очень полезный инструмент, помогающий учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме. Работая с интерактивной доской, учителю легче удается концентрировать внимание учащихся и поддерживать постоянный контакт с классом. Доска – это не просто кусок поверхности, на которой может писать и учитель, и ученик, а поле информационного взаимодействия между ними. Работа с этим учебным оборудованием делает уроки более динамичными. Размер доски достаточен для того, чтобы изображение было хорошо читаемым в любой точке класса. То, что ученик пишет не мелом, а специальным карандашом - стилусом, создает игровые моменты. С помощью стилуса учитель и ученики могут не только делать записи на доске, но и выделять главные мысли, делая пометки электронными чернилами поверх любого приложения или сайта, и трудный материал становится более доступным. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно редактировать, сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. На уроках математики иногда возникает необходимость в более точных построениях (например, графиков). На интерактивной доске есть возможность выбрать миллиметровую, клетчатую и другую разлинованную «бумагу». Также можно использовать графический редактор и калькулятор. Преимущество такой доски еще и в том, что отсутствует меловая пыль, а, значит, используются здоровьесберегающие технологии. Дети быстро привыкли к интерактивной доске. Школьникам – и младшим, и старшим - нравится работать с ней. У них повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Чтобы работа на уроке проходила более продуктивно, учителю надо подготовится к уроку заранее. В классе учитель просто открывает подготовленный файл на интерактивной доске. Если сохранить материалы прошедшего урока, они всегда будут доступны для тех, кто отсутствовал, и, возможно, они пригодятся и в следующий раз. Кроме того, интерактивная доска мне пригодилась не только на уроках. Я использовала ее на родительских собраниях(для создания презентаций, наглядно демонстрирующих успехи и достижения, как класса, так и отдельных учащихся в учебной деятельности и внеклассной работе). В настоящее время на уроках, в основном, используются следующие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью компьютера: презентация, информационно-обучающие программы, тесты. Для оптимизации образовательного процесса я практикую в своей работе объяснение нового материала с использованием компьютерной презентации в приложении Power Point как источника учебной информации и наглядного пособия. Все учителя в своей работе применяют наглядные пособия, но некоторые процессы без компьютера продемонстрировать невозможно. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. Объяснение учителя удачно сочетается с иллюстрациями, появляющимися на экране. В 5 классе были проведены уроки по темам: «Правильные многогранники», «Окружность и круг», «Действия с десятичными дробями» и др. В 9 классах- «Осевая симметрия», «Центральная симметрия», «Прогрессии» и др. Применение этого вида работы способствует развитию интереса к математике, показывается связь математики с другими предметами и окружающим миром. С помощью мультимедиа можно "переместиться в пространстве" и показать учащимся экспонаты музеев или памятники архитектуры, не покидая класса. За счет применения в презентациях анимации учащимся становятся более понятны этапы геометрических построений, т.е. увеличивается скорость подачи качественного материала в рамках одного урока. Я считаю, что презентации на уроке целесообразно использовать при введении новых понятий, а при закреплении материала лучше применять традиционные методы. Особенно перспективным, как мне кажется, представляется использование компьютера при изучении курса геометрии, где большую пользу оказывают графические возможности компьютера. Например, чтобы быстро выработать технический навык построения симметричных фигур на плоскости. Без компьютера работа будет перегружена массой дополнительных построений и простейших действий, и из-за обилия вспомогательных действий трудно сформировать и проконтролировать нужное умение. Однако позже полученные умения необходимо закрепить реальными построениями, иначе настоящие навыки не разовьются. При подготовке к экзамену в 9 классе по алгебре мною проводилось много тестов с применением компьютера. Благодаря этому не тратилось время на выдачу материалов, мы успевали повторить большее количество тем, обсудить решение наиболее сложных заданий. Тесты в электронной версии могут представлять собой варианты от электронных карточек с вопросами и вариантами ответов до сложных многоуровневых структур, где забывчивому ученику предлагаются небольшие подсказки и уровень знаний оценивается сразу же. С помощью компьютера можно разнообразить домашнее задание. Например: составить презентацию задачи по геометрии или по алгебре. Ученику приходилось не только решить задачу, но и составить презентацию, а это способствует более глубокому погружению в материал. Подобные работы способствуют воспитанию у школьников чувства ответственности, взаимопомощи, самоорганизации. К урокам обобщения и систематизации знаний по какой-либо теме учащимся предлагалось выполнить творческие работы: компьютерные презентации об истории развития этой темы, о применении изучаемого материала в других областях знаний. Выполнение творческих заданий предполагает использование учащимися информационно-коммуникационных технологий, работу с Интернет-ресурсами. Затем эти работы представлялись перед всем классом, таким образом у учащихся вырабатывались навыки публичного выступления, отстаивания своего мнения, умения вести диалог. Мы с ребятами создали электронную «Билетную тетрадь по геометрии», где приведены все подробные ответы на вопросы экзамена и представлены образцы решения задач. Такая работа облегчает учащимся подготовку к устному экзамену. Каждый ученик принимал участие в создании «тетради». В настоящее время разработана компьютерная поддержка курса любого предмета, в том числе и математики. Не подменяя собой учебник или другие учебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическими функциями ( например, курс «Уроки геометрии Кирилла и Мефодия», «Планиметрия» и др.). Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в них представлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной и старшей школы. Интересная серия "Электронная база задач школьной математики". Она включает в себя несколько программных модулей: программа НК-Слушатель поддерживает функции обучения и самоконтроля; программа НК-Урок предназначена для организации урока в компьютерном классе при наличии локальной сети; программа НК-Методист позволяет компоновать задания для учащихся из базы заданий, выводить их на печать в виде карточек, смотреть решения и ответы. Например, программа для 5-6 классов включает в общей сложности более 4000 типов задач по 10-50 вариантов каждая. Задачи базы тщательно отобраны в соответствии с основными типами задач школьных учебников математики, классифицированы по темам, по уровням сложности, по методам решения, по особенностям решения. В своей практике я применяла лишь некоторые фрагменты этих программ. Это были материалы по построению графиков и построению геометрических чертежей с помощью компьютера. Некоторые фрагменты выборочно использовались для иллюстрации материала на уроках. Я считаю, что электронные учебники предназначены для тех, кто хочет углубить и систематизировать свои знания по математике самостоятельно, подготовиться к экзаменам. Их целесообразно использовать для повторения, закрепления, систематизации знаний после того, как упомянутые выше темы уже изучены на уроках, прочитан и проработан материал из обычного учебника, ведь тех заданий и упражнений, имеющихся на диске, недостаточно для выработки необходимых навыков и он является дополнительным пособием к учебнику. Рассмотрим использование информационных технологий на некоторых уроках алгебры и геометрии. В качестве примера возьму урок по алгебре по теме «Свойства арифметической прогрессии»(9 класс) и по геометрии «Симметрия»(9 класс)...
 
Категория: Математика | Добавил: Administrator (16.11.2009)
Просмотров: 5897 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018 Сделать бесплатный сайт с uCoz